Понедельник Июль 24

Отчёт о результатах самообследования

Первый раздел

1.  Организационно-правовое обеспечение деятельности  учреждения.

Государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Башкирский республиканский детский дом № 1 имени Шагита Худайбердина создано  на основе реорганизации Уфимских  детских  домов по Распоряжению Совета Министров Башкирской АССР от 27.07.1989 г. № 523 р., приказа Министерства народного образования БАССР  от 10.08.1989 г. № 469. Учреждение является правопреемником дошкольного детского дома № 1.

Дата государственной регистрации: 14.12.1993 г.

Регистрирующий орган: Администрация Орджоникидзевского района города Уфы Республики Башкортостан.

Адрес: 450075, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Блюхера, 7.

Учреждение является организацией, осуществляющей обучение.

Учредитель - Министерство образования Республики Башкортостан.

Собственник имущества от имени Республики Башкортостан - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.

Деятельность по образовательным программам осуществляется на основании Лицензии, выданной Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан № 3287 от 09.10.2015 г.

Медицинская деятельность осуществляется на основании Лицензии, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан № ЛО-02-01-003788 от 15.04.2015 г.

Земельный участок:  вид права - постоянное (бессрочное) пользование. Свидетельство о государственной регистрации права, выдан Управлением Федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан  09.11.2009 г.

Здание: вид права – оперативное управление. Свидетельство о государственной регистрации права, выдан Управлением Федеральной регистрационной службы по Республики Башкортостан  23.10.2009 г.

2. Структура  учреждения и система его управления.

Общее управление детским домом состоит  в структуризации деятельности, планировании, контроле, учете и анализе результатов деятельности.

Сложившаяся модель структурных подразделений соответствует  функциональным задачам детского дома. Все структурные подразделения выполняют основные задачи, определенные программой учреждения.

Управленческая деятельность администрации детского дома направлена на достижение эффективности и реализации целей воспитания.

В детском доме  структура управления – матричная, которая отвечает современным требованиям. Для данной структуры характерно чёткое распределение обязанностей, вертикальная связь, основанная на принципах единогласия  и самоуправления, и горизонтальная связь, основанная на принципах коллегиальности и сотрудничества.

Данная организационная структура позволяет упорядочить систему управления и взаимодействия, расширить участие в управлении детским домом, общественности через создание управляющего Совета детского дома. А также в детском доме есть такие органы самоуправления как Педагогический Совет.

Органом общественного управления в учреждении выступает Общее собрание трудового коллектива. Общее собрание трудового коллектива разрабатывает и принимает Устав Учреждения,  изменения и дополнения к нему; обсуждает и принимает коллективный договор; рассматривает результаты деятельности учреждения.

В детском доме  организовано детское самоуправление – Совет воспитанников. Детское самоуправление имеет свою организационную структуру,  работает на основании годового плана. В круг полномочий входит решение вопросов,  планирование организации и анализа досуговой деятельности воспитанников; участие в организации процесса дополнительного образования.

 

3. Контингент  учреждения.

В детском доме всего 120 воспитанников, из них 83 на стационаре, 37 детей воспитываются в патронатных семьях. В детском доме функционируют 8 групп, в которых проживают воспитанники в возрасте 3-18 лет. В отношении всех детей определен  социальный статус: 23 ребенка - сироты, 97 – социальные сироты.  В детском доме воспитываются 12 детей-инвалидов. Все воспитанники, достигшие 14-летнего возраста, имеют паспорт, оформлено гражданство РФ. На содержание детей взысканы алименты  с родителей, лишенных родительских прав. Взысканные средства, а также пенсии по инвалидности и по потере кормильца поступают на лицевые счета воспитанников.

 

4. Содержание образовательной деятельности.

Все воспитанники дошкольного и школьного возраста определяются в образовательные учреждения (школа) на основании рекомендаций РПМПК.  На 01.09.2012 год были сформированы группы: дошкольная старшая группа из детей возрастом от 4 до 6 лет, и подготовительная группа от 6 до 7 лет; 8 школьных групп – разновозрастная группа от 7 до 18 лет. Воспитанники детского дома №1 им. Ш. Худайбердина с 1987 года обучаются в МБОУ СОШ №99 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа. В школе обучается 72 воспитанника. Поскольку учебная деятельность является основной деятельностью воспитанников, большое внимание уделяется успешности обучения, так как у большинства детей имеются сложности в усвоении школьного материала. Для улучшения успеваемости системное сопровождение осуществляется по нескольким направлениям:

1. Посещение школы воспитателями.

2. Проводятся ПМПК Советы профилактики.

3.Продуктивное сотрудничество с педагогами школы по регулированию отставаний по предметам, выполнения дополнительных заданий, оперативность в решении поведенческих ситуаций воспитанников (пропуски занятий, конфликты среди детей).

В детском доме созданы условия для развития различных видов одаренности; формирование уровня мотивации, интеллекта и творческих способностей воспитанников. Обучающиеся по программе «Одаренные дети»  получают дополнительное образование на подготовительных курсах Государственного университета – высшей школы экономики на базе Детского университета, начиная с девятого класса. Далее с 1 февраля 2012 года исполнителем проекта детского фонда «Виктория» и банка УРАЛСИБ «УРАЛСИБ дает надежду: образование – работа - жилье» является Благотворительный фонд имени В.Л.Засова.  В рамках проекта организованы репетиторские занятия по основным школьным дисциплинам (математика, русский язык, обществознание, физика) преподавателями БГПУ им. М. Акмуллы. Проводится  тренинги по профориентации и социализации, профориентационные экскурсии и пробы, тестирования на профессиональную направленность. Инновационная модель сопровождения одаренности воспитанников детского дома была представлена в г.Москве на всероссийском форуме «Образовательная среда 2011» и удостоена диплома ВВЦ и медали.

С воспитанниками планомерно ведется работа по проведению ежедневных воспитательных часов, определена их циклограмма и тематика. Воспитательная работа строится по следующим направлениям:

1. Оздоровительно-экологическое;

2. Гражданско-патриотическое;

3. Культурно-бытовое;

4. Трудовое;

5. Социальная адаптация воспитанников;

6. Профилактика правонарушений.

В нашу практику вошел педагогический консилиум. На педагогическом консилиуме проводится методическая работа, которая заключается в выработке согласованных действий специалистов детского дома в создании благоприятных психолого-педагогических условий, комплексных подходов в реабилитации детей. Работа осуществляется по трем основным видам деятельности: психологическая диагностика, психокоррекционная и развивающая работа, также психологическое консультирование.

 

5.Кадровое обеспечение.

Педагогический коллектив детского дома включает 13 педагогов, 11 из которых имеют высшее профессиональное, остальные среднеспециальное образование.

В течение последних пяти лет наблюдается устойчивая динамика роста квалификационного уровня педагогических кадров. В последние два года наметилась тенденция к омоложению педагогического коллектива. Динамика профессионального развития подтверждается ежегодными независимыми психологическими исследованиями педагогического коллектива. Педагоги детского дома принимают активное участие в мероприятиях районного, областного,  уровня (конференции,  семинары,  выставки,  конкурсы и т.д.).

Неоднократно педагогический коллектив отмечался почётными грамотами, Благодарственным письмом  Министерства образования.

Педагогический коллектив детского дома отличается стабильностью,  имеет высокий творческий потенциал, сохраняет и приумножает профессиональные традиции.

 

6. Социально-бытовое обеспечение обучающихся, сотрудников.

Деятельность медицинского подразделения предполагает организацию оздоровления воспитанников, раннее выявление отклонений в состоянии здоровья и своевременной коррекции,  привитие гигиенических навыков,  физической культуры,  профессиональной ориентации. Осуществление наблюдения за состоянием здоровья воспитанников проводилось через диспансеризацию воспитанников и предполагало:

- возрастную диспансеризацию;

- углубленные осмотры детей врачами-специалистами;

- консультационные приемы врачами-специалистами по вновь выявленной патологии;

- дополнительную диагностику на базе стационара или поликлиники с использованием инструментальных,  функциональных и лабораторных методов обследования;

В итоге работы по данному направлению проведена комплексная оценка состояния здоровья,  выявлен  уровень гармоничности физического развития,  степень нервно-психического развития,  полноценность функционального состояния организма, определено  наличие или отсутствие хронических заболеваний,  определены группы здоровья,  группы физического развития,  взяты на «Д» учет все воспитанники с вновь выявленными заболеваниями.

Организация лечебно-профилактической работы осуществлялась через:

- организацию прохождения углубленных мед. осмотров детей;

- наблюдение и лечение детей, находящихся на диспансерном учёте;

- профилактику вирусных заболеваний;

- заявки на обеспечение медикаментами;

- создание здоровье сберегающего режима;

- контроль за проведением летне-оздоровительного сезона;

- организацию прохождения диспансеризации.

Организация противоэпидемической работы в условиях детского дома включала:

- прививки от гриппа;

- вакцинацию воспитанников согласно Национальному календарю прививок;

- вакцинацию сотрудников против гепатита В,  гриппа;

- профилактические  осмотры сотрудников;

- соблюдение правил личной гигиены;

- обследование воспитанников и персонала на энтеробиоз и  гельминтоз;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья сотрудников пищеблока и столовой;

- систематический контроль за санитарным состоянием помещений и территории учреждения.

Организация санитарно – просветительской работы направлена на сохранение здоровья воспитанников,  формирование мотивации к здоровому образу жизни,  обучение воспитанников здоровье сберегающим технологиям, оформление наглядных пособий

 

7. Состояние воспитательной работы и дополнительного образования.

Педагогический коллектив Башкирского республиканского детского дома № 1 им. Ш. Худайбердина много внимания уделяет развитию познавательного интереса, росту кругозора воспитанников, продолжает работу по совершенствованию воспитательного и образовательного процессов, учитываются индивидуальные интересы и возможности каждого ребенка.

В   детском доме  организовано дополнительное образование по 8  направлениям,  составляющее  органическую часть системы воспитательной  работы:

1.Общая физическая подготовка - (100%)

2.Художественное конструирование - (100%)

3.Танцевальный кружок - (100%)

4. Информатика - (100%)

5.  Швейное дело – (100%)

6.  Кулинария – 13 чел. (22%)

7. Курэш – (25,4%)

8. Туризм - (20,3%)

Одной из первоочередных задач нашего детского дома является сохранение и укрепление здоровья детей. С этой целью планируется и проводится спортивно-оздоровительная работа с воспитанниками, содержанием которой является:

1) Дни здоровья;

2)спортивные соревнования по волейболу, футболу, бегу, лыжам, соревнования «Веселые старты»;

3) организация туристических походов и экскурсий;

4) работа ОФП;

5) беседы по охране жизни и здоровья в рамках санитарно-гигиенического воспитания, по здоровому образу жизни и усвоению экологических понятий, как средство жизнедеятельности человека.

 

Формирование жизненного самоопределения воспитанников детского дома требует специфической организации воспитательно-образовательного процесса, целью которой является формирование социального опыта для подготовки к самостоятельной жизни в обществе. Одним из направлений воспитательно-образовательной работы является организация трудовой деятельности, которая включает общественно-полезный труд, труд по организации быта, организацию дежурств по детскому дому. Реализация задач трудового воспитания, направленных на подготовку детей к самостоятельной жизни, осуществляется через обучения методам и приемам, которые будут необходимы в дальнейшем.