https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Coat_of_Arms_of_Bashkortostan.svg/1131px-Coat_of_Arms_of_Bashkortostan.svg

Тел.: +7 (347)284-19-61, почта: detdom1-direktor@mail.ru 

 

Министерство семьи, труда

и социальной защиты населения

Республики Башкортостан

У С Ы Н О В Л Е Н И Е

 

1. Граждане, желающие усыновить ребенка, обращаются в органы опеки и попечительства по месту своего жительства, имея при себе паспорт, СНИЛС,  свидетельство о браке (при наличии).

Кандидат в усыновители, не состоящий ранее в браке, кроме паспорта, предоставляет ещё и свидетельство о рождении.

2. Специалист, осуществляющий приём, проверяет представленные гражданами документы и проводит обзорную беседу, касающуюся вопроса усыновления, в результате которой выясняет жилищные условия, состояние здоровья, среднемесячный доход и состав семьи, наличие/отсутствие судимости, есть ли свои дети, мотивы усыновления.

Статьей 127 Семейного кодекса РФ определены критерии граждан, которые могут усыновить ребенка.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола за исключением:

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить ребенка;

лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лиц, не имеющих постоянного места жительства;

лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.

лиц, имевших судимость либо подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества, относящиеся к преступлениям небольшой или средней тяжести, в случае признания судом таких лиц представляющими опасность для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого ребенка.

лиц, не прошедших подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 установлен перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью:

Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

3. Если из беседы выясняется, что граждане имеют противопоказания для усыновления ребенка, то специалист устно, сославшись на Семейный кодекс РФ и другие нормативные документы, сообщает гражданам, что они не могут быть усыновителями.

Если из беседы установлено, что граждане не имеют противопоказаний к усыновлению ребенка, то специалист информирует граждан о необходимости пройти обучение по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и об организациях, осуществляющих такую подготовку.

Лицо, желающее принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, и пройти соответствующую подготовку обращается в учреждение, осуществляющее такую подготовку, с заявлением о зачислении на курсы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

По окончании прохождения курсов Подготовки лиц проводится итоговая аттестация в форме собеседования и гражданам, прошедшим курсы и аттестацию, выдаётся Свидетельство о прохождении подготовки.

Граждане для получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном (попечителем) предоставляют в органы опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

краткая автобиография;

справка с места работы и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

справка органов внутренних дел о наличии/отсутствии судимости;

медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка;

копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

(в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления вышеуказанных документов, производит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяет отсутствие установленных Семейным кодексом РФ обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни  лиц, желающих усыновить ребенка. Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания).

Перечень документов, которые предоставляют граждане, желающие усыновить ребенка, определён п.6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 №275.

4. Граждане предоставляют специалисту документы, необходимые для постановки их на учёт в качестве усыновителей. Специалист проверяет наличие документов и их соответствие установленным требованиям. Если имеются все документы и соответствуют требованиям, то граждане заполняют заявления о постановке их на учёт и ознакомлении с находящимися в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям. Также они заполняют анкеты граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью, в которых указывают пол, возраст, состояние здоровья, иные пожелания относительно ребенка, которого желают усыновить.

Документирование информации о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью осуществляется в соответствии со ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 16.04.2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

5. После постановки на учёт граждан в качестве кандидатов в усыновители, специалист, уполномоченный решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора государственного банка данных о детях, предоставляет им информацию о детях, находящуюся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно пожеланиям граждан по полу и возрасту ребенка.

Просмотр базы данных о детях осуществляется через анкету граждан, кандидатов в усыновители, и именно тех анкет детей, пол и возраст которых указан данными гражданами.

В соответствии со ст.8 ФЗ-44 от 16.04.2001 г. информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, (анкета ребенка и анкета гражданина соответственно) относится к конфиденциальной информации.

В соответствии со ст.11 ФЗ-44 от 16.04.2001 г. доступ граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при условии документирования информации о таких гражданах в порядке, установленном ст. 7 ФЗ-44 от 16.04.2001 г.

Доступ указанных граждан к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учётом возможных форм устройства детей на воспитание в семьи.

6. В случае отсутствия в РБД сведений о ребенке, отвечающем пожеланиям данных граждан, специалист, уполномоченный решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора, продолжает поиск ребенка, отвечающего заявленным требованиям.

В соответствии со ст.12 ФЗ-44 от 16.04.2001 г., регламентирующей порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения, если в региональном банке данных о детях отсутствует запрашиваемая гражданином информация, то на основании письменного заявления данного гражданина продолжается поиск ребенка, которого граждане желали бы принять на воспитание в свою семью, или прекращается учёт сведений о таком гражданине в банке данных о детях.

Уведомление гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о результатах поиска указанного ребенка проводится специалистом, уполномоченным решать технические вопросы по реализации функции регионального оператора в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставшихся без попечения, но не реже одного раза в месяц.

В случае выбора ребенка из регионального банка данных граждане оформляют заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке, подлежащем устройству в семью на воспитание и просьбой выдать направление на посещение выбранного ребенка. На основании этого заявления региональным оператором выдается направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 № 101 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" направление на посещение ребенка действительно в течение 10 рабочих дней с даты его выдачи.

7. Кандидаты в усыновители посещают ребенка и на основании личного общения с ним и подробным знакомством с правоустанавливающими документами, медицинским заключением о состоянии здоровья ребёнка и заключением психолого-медико-педагогической комиссии принимают решение по результатам посещения: согласие или отказ от усыновления.

7.1. В случае отказа от усыновления кандидаты в усыновители оформляют соответствующее заявление с указанием причин отказа и просят продолжить им подбор ребенка, который в дальнейшем осуществляет специалист органа опеки и попечительства.

7.2. В случае принятия положительного решения по результатам посещения ребенка кандидаты в усыновители оформляют соответствующее заявление о принятом ими решении, и готовят заявление в суд об установлении усыновления выбранного ими ребенка. В данном заявлении  кандидаты в усыновители указывают анкетные данные о себе, где и кем работают, в каких условиях проживают, что они лично общались с ребенком, ознакомлены с правовыми последствиями усыновления и со всеми сведениями о ребенке и готовы его усыновить, а также просят суд изменить в отношении усыновляемого (удочеряемой) фамилию, имя, отчество, если необходимо – дату рождения, у ребенка до 1 года её можно изменить не более чем на 3 месяца, сделав ребенка старше или младше, а также – изменить место рождения и просят суд записать усыновителей в актовой записи о рождении ребенка родителями усыновляемого.

8. Специалист органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка готовят и подписывают заключение об обоснованности усыновления и его соответствия интересам усыновляемого ребенка.

После подготовки и подписания всех необходимых документов кандидаты в усыновители лично подают заявление об усыновлении в федеральный суд, по месту нахождения ребенка.

9. Суд назначает дату и время рассмотрения дела.

10. Рассматривается дело в закрытом судебном заседании судьёй по гражданским делам с участием прокурора, заявителей – кандидатов в усыновители, представителя органа опеки по месту нахождения ребенка в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей.

Ст. 137 СК РФ определены правовые последствия усыновления ребенка.

Ст. 138 СК РФ регламентирует сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей.

В соответствии со ст. 139 Семейного кодекса:

Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомлённые об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.

Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (ст. 155 УК РФ).

11. Решение суда об установлении усыновления вступает в законную силу через 10 дней, на основании которого усыновители:

принимают ребенка в свою семью на воспитание и, став родителями усыновлённого ребенка, несут полную ответственность за содержание, воспитание, развитие, а также – за его жизнь и здоровье;

на основании решения суда об усыновлении, свидетельства о рождении, имеющегося у ребенка до усыновления, паспортов и свидетельства о браке усыновителей в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу регистрируют в органах ЗАГС факт усыновления, получают свидетельство об усыновлении (удочерении), а также - новое свидетельство о рождении ребенка, в котором они указываются родителями усыновленного.

12. В течение 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка усыновители имеют право на получение единовременных денежных выплат из регионального и федерального бюджетов, предусмотренных в связи с усыновлением.

13. После усыновления органы опеки и попечительства по месту проживания усыновителей с усыновлённым ребенком осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания ребёнка в семье усыновителей и составляют письменный отчёт об этом.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновлённого осуществляется ежегодно, в течение 3 лет после установления усыновления и проводится с сохранением тайны усыновления. Необходимость проведения контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом опеки индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителей (в соответствии с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 г. № 27).

3.2. Опека, приемная семья

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка соответствующим решением.

Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

Опекунами (попечителями) могут быть совершеннолетние граждане, которые не лишались родительских прав и не ограничивались в родительских правах, не признаны судом недееспособными (ограничено дееспособными), не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя), усыновителя, приемного родителя, не имеют судимости, не имеют противопоказаний по состоянию здоровья, имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года № 423.

Процесс оформления приемной семьи, опеки

1. Гражданин, обратившийся в органы опеки и попечительства по месту своего проживания, по вопросу подбора ребенка для образования приёмной семьи, предоставляет паспорт, СНИЛС и заключение о возможности быть кандидатом в приёмные родители, выданное органами опеки по месту жительства этого гражданина.

2. Специалист устанавливает личность гражданина и проверяет соответствие заключения установленным требованиям.

3. После этого гражданин заполняет анкету и заявление о своём желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его со сведениями о детях, находящимися в региональном банке данных.

4. Специалист заносит сведения о гражданине в региональный банк данных о детях.

5. Затем специалист через электронную анкету этого гражданина осуществляет знакомство его с базой данных о детях, подлежащих передаче в семью на воспитание, согласно пожеланиям гражданина по полу и возрасту ребенка.

5.1. Если в период первого просмотра банка данных ребенок гражданином не выбран, то региональный оператор продолжает поиск ребенка, отвечающего пожеланиям гражданина и периодически по телефону информирует его о результатах этого поиска.

5.2. В случае выбора ребенка из регионального банка данных гражданин оформляют заявление об ознакомлении со сведениями о ребенке, подлежащем устройству в семью на воспитание и просьбой выдать направление на посещение выбранного ребенка, на основании этого заявления специалист по социальной работе выдает направление на посещение ребенка в учреждение по месту его нахождения, уведомив об этом орган опеки, по месту нахождения ребенка в учреждении, а в анкеты этого ребенка и данного гражданина вносит информацию о выданном направлении.

6. Гражданин посещает ребенка в учреждении по месту его нахождения. (направление на посещение ребенка действительно в течение 10 рабочих дней).

6.1. В случае отказа гражданина от образования приёмной семьи специалист учреждения, решающего технические вопросы по реализации функции регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, продолжает поиск ребенка данному гражданину.

6.2. В случае согласия гражданина на образование приёмной семьи органы опеки оформляют договор и распоряжение об образовании приёмной семьи.

На основании согласия гражданина региональный оператор закрепляет ребенка за данным гражданином и более этого ребёнка для устройства в семью не предлагает.

В течение следующего дня гражданин осуществляет предоставление документов в органы опеки.

7. Передача ребенка, оставшегося без попечения родителей, в замещающую семью осуществляется на основании договора и распоряжения об образовании приёмной семьи.

8. Граждане, принявшие ребёнка в свою семью на воспитание, имеют право на единовременное и ежемесячное пособие, а также получают вознаграждение в связи с воспитанием ребёнка в приёмной семье.

9. Учёт сведений о ребенке и о гражданине в связи с образованием приёмной семьи в региональном банке данных о детях прекращается на основании письменной информации об этом, полученной из муниципальных органов опеки.

10. Контроль за условиями жизни и воспитания приёмного ребенка в приёмной семье осуществляют органы опеки по месту жительства этих приёмных родителей с ребёнком.

ОТЛИЧИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЬЛСТВА) ОТ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

Согласно нормам, установленным главой 21 СК РФ, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключаемого между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью), в соответствии с которым ребенок передается на определенный срок, а на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства. Основное же отличие состоит в основании возникновения правоотношений. Опека или попечительство возникает из назначения (административного акта), а приемная семья – из договора.

3.3 Временная передача детей из организации в семьи граждан

Что такое временная передача детей на воспитание в семью?

Временная передача ребенка (детей) в семью (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях) регламентирована постановлением Правительства от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в  семьи  граждан,  постоянно  проживающих  на территории  Российской  Федерации».

Временная передача детей в семью не является формой устройства, она предназначена для обеспечения воспитания и гармоничного развития ребенка.

Задачи могут быть различны:

-передача в семью до вступления в силу решения об усыновлении, на период оформления приемной семьи или опеки.

-расширение социальных связей для ребенка.

Все обязанности по воспитанию, содержанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов лежат на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При принятии решения о временной передаче ребенка в семью учитываются пожелания ребенка относительно выбора семьи, а также длительности периодов и сроков его пребывания. Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.

Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца (допускается продление, но не более чем до 6 месяцев –выезд на лечение, обследование, диагностику в региональную, федеральную клинику; длительные каникулы, выезд на отдых в другой регион, выезд на обучение -интеграционные лагеря).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.05.2009г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации». гражданин предъявляет в органы опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:

1) заявление о выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью;

2) копию документа, удостоверяющего личность;

3) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;

4) Медицинское заключение о состоянии здоровья лица, желающего стать приемным родителем, оформленное в установленной форме. Кроме этих документов, гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей.

Орган опеки и попечительства в течение 5рабочих дней проводит проверку представленных документов и обследование жилищно-бытовых условий гражданина, оформляет заключение, которое действительно в течение 2 лет со дня выдачи. Гражданин,  желающий  временно  принять  ребенка  в  семью,  представляет  в  организацию,  где воспитывается этот ребенок, следующие документы:

-заявление (свободная форма);

-копия документа, удостоверяющего личность;

-заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью;

-согласие совместно проживающих совершеннолетних, а также несовершеннолетних граждан старше10 лет на временную передачу в их семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

3.4.  Социальные выплаты https://mintrud.bashkortostan.ru/activity/19949/

 

 

 

3.5. Часто задаваемые вопросы   https://mintrud.bashkortostan.ru/activity/19948/

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье...